Внутренние силы плоскости.


По своим характеристикам плоскость неоднородна в пространственном отношении и являет собой сложную структуру. Смысловые

потенции изобразительной плоскости, по словам Алпатова, осознавали уже ренессанс-ные художники. Ученый пишет: «Чувство картины, как своеобразного предмета, было очень развито в эпоху Возрождения. Мастера этой эпохи рассматривали картинную плоскость не как нейтральную и ровную во всех частях плоскость. Они хорошо знали, что сама картина, безотносительно к тому, что будет на ней изображено, это как бы поле, заряженное внутренними силами и в этом смысле обладающее своей компози-цией», то есть структурой.

Свою «заряженность» внутренними силами» изобразительная плоскость не потеряла и в светописи.

Когда фотограф накладывает плоскость на предметы (сначала «в облике» видоискателя), в действие вступают «внутренне силы» плоскости. Композиция и образ, создаваемые фотографом, являются структурами. Благодаря «внутреним силам» плоскости структурирование начинается уже в момент съемки. Структура, «таящаяся» в изобразительной плоскости, базируется на противоположностях центра и периферии, верха и низа, правой и левой сторон. Противопоставления эти являются неотъемлемыми характеристиками изобразительной плоскости, и потому даже «прямые фотодокументаторы» не в состоянии обойти их. Вопрос лишь в том, насколько сознательно «фотодокументаторы» пользуются этими противоположностями. Однако в любом случае «внутренние силы» плоскости совершают свою работу, и тем самым видимый мир не попадает на снимок в девственном, непреображенном виде.

Благодаря «внутренним силам» плоскости во всяком изображении возникает особый эффект, который глубоко исследован в 20-е годы известным советским ученым и писателем Ю.Тыняновым. В работе «Об основах кино» Тынянов писал, что на фотографии даже места, хорошо известные зрителю, кажутся незнакомыми: «...я распознаю сходство видов (то есть видовых снимков. - В.М. и B.C.) только по ориентирующим, вернее дифференцирующим деталям - по какому-нибудь одному дереву, скамейке, вывеске». Несходство ощущается, потому что «вид выделен». Рамка «вырывает» изображаемое из природного контекста и, следовательно, «то, что в природе