Пространство натюрморта.


Решая глобальные проблемы бытия и мироздания, Гегель не обделил вниманием и натюрморт. Согласно знаменитому философу, основная задача натюрмортиста состоит в том, чтобы «сделать незначительное значительным с помощью поражающе искусного исполнения». Говоря об искусном исполнении, Гегель мог иметь в виду, во-первых, мастерство аранжировки; во-вторых, то, из-за чего натюрморт считался не искусством для глаза, но искусством для осязания и обоняния, то есть мастерство живописного письма, благодаря которому вещи, изображенные на полотне, оказываются едва ли не более притягательными, чем реальные.

Существует еще один путь превращения «незначительного в значительное». Изобразительную плоскость картины могут занимать обширные дали пейзажа, многолюдные толпы и т.д. Но когда подобную «площадь» занимают скромные бытовые вещи, то зритель невольно ощущает их столь же значительными, как пейзажные дали и толпы людей.

Выразительность и значимость натюрморта предопределяются «тихой жизнью» вещей - созвучиями и контрастами форм. Созвучия и контрасты реализуются в пространстве, что обусловливает смысловое значение пространства для натюрморта.

Философы называют пространство формой существования материальных объектов и процессов. Объекты размещаются в пространстве, а процессы происходят в нем не хаотично по отношению друг к другу, но организованно, упорядоченно - в этом случае оно выступает как форма их организации. На снимках Лукьяновой и Смелова, которые рассматривались выше, предметы расположены в небольшом по размерам, но имеющем глубину пространстве. Благодаря глубине в снимках прочитываются первый, второй, а за окнами и третий планы. Тем самым пространство выступает как форма организации материальных объектов.

Вместе с тем в обоих кадрах пространство обладает собственными смысловыми характеристиками, независимыми от вещей. И у Лукьяновой и у Смелова фиксируемое пространство точно локализовано, оно находится на границе малого, домашнего мира и большого: вещи у Смелова расположены на подоконнике; у Лукьяновой окно является фоном композиции. Помещая изображенное пространство на границе двух сфер реальности, фотографы как бы задают определенное к нему отношение -