Постановка.


Выразительность натюрмортного снимка - это в первую очередь выразительность постановки, то есть выбор предметов и сведение их в композицию. Постановка необходима даже фотографу, тяготеющему к «фламандскому» принципу. Если фотограф стремится передать естественное очарование вещей, а не создавать новую, заранее придуманную экспрессию, то постановка подчеркнет выразительные элементы, которыми вещи уже обладают.

Когда-то Дидро сформулировал четкое правило натюрмортной постановки: «...для изображения группы свободно собранных вместе предметов существует один основной закон. Надо предположить, что они живые, и разместить их так, как если бы они расположились по собственному желанию, то есть с возможно большей свободой и в наиболее выигрышном положении для каждого из них».

Возможности предметов располагаться по собственному желанию ограничены, поскольку для разных жизненных ситуаций характерны свои вещи, и «преодолевать» границы этих ситуаций им не свойственно. Например, в том же искусстве XVII века бытовали такие разновидности натюрморта, как «ваза с цветами», «банкетный стол» (сервированный на столе обед) или же композиция с курительными принадлежностями.

Разновидности эти соответствовали определенным бытовым ситуациям, и зрителю показалось бы неестественным, если бы на «банкетный стол» с изящными кубками и ласкающей взоры едой проникли, скажем, курительные трубки.

Когда художник собирает вместе предметы, присущие какой-либо одной ситуации, то он руководствуется бытовой логикой. Однако ныне фотохудожники все чаще от нее отходят, сводя друг с другом предметы, которые в реальности, возможно, и не встретились бы, так как принадлежат к разным сферам действительности. Такие «встречи» вещей предопределяются иной, не бытовой логикой. Вероятно, художников влечет «возможно большая свобода», о которой говорил Дидро, но за кажущейся прихотливостью и невероятностью сочетаний чувствуется твердое знание автора о «наиболее выгодном положении» для каждого предмета. Вместе с тем эти прихотливые сочетания увлекают зрительскую мысль к иным, надбытовым уровням реальности.

Обратимся к снимку Б. Смелова «Натюрморт с колбой» (62). Тут в уголке подоконника