Фрагмент предмета и фигуры.


В данном типе снимков зачастую отсутствует конфликт, типичный для пейзажного «фрагмента», где сталкиваются объект и среда, «воздушное тело» атмосферы. В кадре А. Завадскиса «Белая ресница» (77) голова лошади, вернее, часть головы, занимает почти всю изобразительную плоскость - окружающей среде оставлен только узкий уголок у левой кромки снимка, а то, что там видится, уведено в нерезкость, то есть атмосфера никак не характеризуется.

Искусствовед С. Даниэль отмечал, что в натюрморте сама вещь воспринимается «как пространство, в котором можно путешествовать, как путешествует глаз среди облаков, лесов, гор и морских далей». Фотонатюрморты часто многофигурны - глаз, переходя от объекта к объекту, как и при осмотре пейзажа, может найти в многофигурной композиции аналоги лесов, гор и далей. В предметном «фрагменте», из которого, как у Завадскиса, среда исключена, своеобразным пейзажем, особого рода пространством становится часть поверхности объекта. Зрительский взгляд передвигается по такому участку, словно путешественник по неведомой стране, оценивает и осматривает её холмы и долины, выявляет общие очертания рельефа.

В кадре Завадскиса рельеф представшего перед зрителем воображаемого «пейзажа» сложен по своей ритмике. Величественно воздвигается тут надбровный бугор -будто «холм», господствующий над местностью. Тщательно проработана шерсть над глазом, она подобна «кустарнику», которым порос «холм». «Кустарник» в плавном, но стремительном движении поднимается от левого подножия «холма» вверх по склону. С надбровным «холмом» резко контрастирует темный «овраг» глаза. Зрачок его прикрыт веком с жесткими, упрямыми ресницами. Ресницы эти подобны ряду деревьев, своенравно торчащих по краю оврага. Их жесткость подчеркнута благодаря контрасту с мягкими, свободно ниспадающими волосами гривы.

Завадские, как Страукас и Кальвялис, как многие литовцы, снимал дюны на Балтийском побережье. У Кальвялиса и Страукаса в снимках дюн иногда встречается композиция: песчанЯй склон, посреди которого непокорно и вызывающе торчит кустик травы. Лошадиная ресница у Завадскиса - аналог и родной брат такого кустика. По аналогии участок лошадиной головы осознается